Обзор современного российского минивэна Sobol NN
На протяжении 30 лет, автомобили, выпускаемые в Нижнем Новгороде, ассоциируются с грузовыми и пассажирскими перевозками. Так, автомобиль ГАЗель известен в нашей стране ничуть не меньше Камри, Приоры или Гелика. Однако имеются в линейке нижегородского автозавода и машины, которые не имеют никакого отношения к сложившемуся стереотипу. Речь идет о модели Sobol NN. Этот автомобиль запросто может стать идеальным вариантом для тех, кто подбирает для себя минивэн в 2024 году.
Половина газели
Как сделать из длинного грузопассажирского автомобиля более компактный минивэн? Все просто - нужно лишь поставить кузов на укороченный рамный каркас, а также уменьшить пространство за кабиной. При снижении грузоподъемности необходимость двускатной задней оси отпадает. Поэтому минивэн имеет четыре колеса вместо шести. Именно таким образом в далеком 1998 году получился минивэн Соболь. На данный момент он существует в максимально модернизированном варианте, а в его названии имеется приставка NN (“New Next”). Модернизированный Соболь отличается свежим дизайном при сохранившихся узнаваемых очертаниях, переработанной архитектурой, усовершенствованной эргономикой, которая практически не имеет ничего общего с Соболем из 90-х. Однако в основе все также осталась лестничная рама, не изменились и неразрезной мост, и рессорная подвеска.
Стандартная Газель имеет колесную базу 3,75 м, а ее длина - 5,6 м. Sobol NN же является практически типовым минивэном. Расстояние от оси до оси у него - всего три с небольшим метра, между номерными знаками - 5,12, что можно сравнить с БМВ 7-ой серии. По этому показателю Соболь много меньше Voyah Dream и GAC M8.
В плане размеров о родстве Соболя с газелью напоминает разве что его высота, которая равна 2340 мм. Именно по этому параметру Sobol NN превосходит все минивэны, представленные сегодня на автомобильном рынке. В салон Соболя нужно не садиться, а подниматься. Высота пола в салоне - 70 см над асфальтом.
Место водителя
Взбираться на водительское место в Соболе легко. Для этого в полу предусмотрена специальная выемка-ступень, на стойке ветрового стекла с внутренней стороны имеется поручень. Организация водительского места практически от и до позаимствована у Газели. Передняя панель из пластика скомпонована таким образом, что имеет не только современный внешний вид, но и достаточно практичная. В салоне более чем достаточно всевозможных ниш, емкостей, выкидных кармашков и даже USB-разъемов. Последние расположены в “бороде” климат-контроля, на панели, на потолочной антресоли. Поэтому здесь можно одновременно заряжать несколько смартфонов, подключать флэшку, запитывать видеорегистратор. Таким образом, даже несмотря на то, что салон минивэна практически полностью пластиковый, он современный и практичный.
Руль отличается удобным хватом и регулируется вертикально. Для максимального комфорта можно отрегулировать водительское кресло, для которого доступна регулировка в 18 положениях. Кресло имеет достаточно плотную набивку, а отрегулировать можно мягкость его подвески, как в тягачах.
Для удобства водителя в Соболе предусмотрены по-грузовому крупные зеркала, которые имеют поистине образцовую обзорность. Дополняет весь этот комплект медиасистема с цветным дисплеем 9 дюймов, возможностью просмотра видео, навигацией, трансляцией парковочной камеры и кондиционер. Приборный щиток оснащен небольшим экраном в центральной части. Он не только элегантно смотрится, но и достаточно информативен. Показания приборов и скорости считываются легко, как в любом современном кроссовере или седане.
Что под капотом?
Минивэн оснащается турбированным чугунным дизельным мотором Cummins из семейства ISF. Этот мотор используется во всей газовской линейке и поставляется из Китая, где налажена его сборка. Однако шильдики на задней части авто могут запутать кого угодно. Объемом двигателя - не 3,5, а 2,8 л, мощность - 139 л.с. при максимальном крутящем моменте 320 Нм.
На Sobol NN также устанавливается газовская КПП. Это относительно новый агрегат, который был представлен всего 3 года назад. Речь идет о механической коробке, которая имеет суперкороткие первую, трассовую и шестую передачи и держит до 450 Нм входящего момента. При этом в ближайшее время эта трансмиссия будет работать в паре с новым мотором, который пришел на смену Cummins. Новый дизельный мотор разработан китайской компанией Foton. На данный момент он уже легализован в нашей стране. Это агрегат серии G, который имеет объем 2,5 л и мощность 150 л.с. с максимальным крутящим моментом 420 Нм.
Грузовые особенности
Водителей, привыкших к легковым авто, будет смущать слишком высокая посадка и обилие грузовой фурнитуры. На ходу минивэн радует своими характеристиками. Он отличается превосходной обзорностью, что стало возможным за счет узких передних стоек, отвесных боковых зеркал с широкоугольными секциями и большого лобового стекла. На всех колесах установлены дисковые тормоза, отличающиеся хорошей инфоративностью и хваткостью. На руль машина откликается мгновенно и точно. Нет необходимости прикладывать усилия к процессу управления этим минивэном. А вот привыкнуть к управлению Sobol NN все же нужно. Типичная для легковых авто легкость здесь свойственна только рулю, который почти отвязан от вибраций. Сцепление упругое и длинное, что нехарактерно для легковушек, тормозная педаль густовата даже несмотря на цепкость. Для переключения передач в селекторе трансмиссии рядом с правым подлокотником необходимо прикладывать усилия. Ступени в коробке переключаются достаточно легко. Первую передачу можно вовсе не использовать. Для “городских стартов” Соболь задействует вторую передачу и максимально аккуратно и быстро влетает в городской поток. Минивэн легко удерживает 110-120 км/ч при необходимости. Посторонних шумов в салоне практически нет. Основной шум - от работающего в салоне кондиционера.
Подвеска
О том, Sobol NN пусть и облегчённый, но все-таки грузовик, напоминает подвеска. На поворотах четко ощущаются крены и боковые перегрузки. На мелких неровностях отработка кажется грубой и жесткой. Тяжело минивэну даются и лежачие полицейские и крупные неровности. Однако говорить об этих минусах стоит только, если сравнивать Соболь с минивэнами на легковых подвесках, например с Hyundai Staria. Для внушительных размеров рамного автомобиля Sobol NN едет достаточно мягко и к тому же очень маневренный. На передних колесах не предусмотрено привода, они поворачиваются на максимальный угол, и потому крутиться на парковках на Соболе - одно удовольствие.
Не совсем Газель
Обновленный Sobol NN является результатом совместной работы 2-х марок. На идентификационной табличке в дверном проеме имеется указание компании “Луидор”. За салонную отделку отвечает эта фирма, базирующаяся в Нижнем Новгороде. Отличия луидоровской версии от базовой модели заключаются в наличии огромного и при этом опционального холодильника в проеме между одиночным пассажирским и водительским креслами, дополнительных блоков охлаждения и отопления задней части салона минивэна. Также в луидороском Соболе имеются трансформируемые задние сиденья, которые при необходимости можно превратить в небольшую перегородку с развернутыми друг к другу местами или полноценное широкое спальное место. Соболь позволяет варьировать внутреннее пространство любым образом. Для каждого кресла здесь предусмотрены свои ремни и подлокотники. Спинки регулируются по наклону. Подушку заднего ряда при необходимости можно поднять вверх, чтобы облегчить процесс загрузки коробок или велосипедов. Третий ряд сидений ездит по продольным рельсам, и при необходимости его можно отодвинуть к задним дверям или же зафиксировать в переднем положении, освободив место для погрузки поклажи.
В отделке Соболя от Луидора используется достаточное количество мягких материалов, имеются динамики аудиосистемы, подстаканники, потолочные дефлекторы для второго и третьего рядов сидений, выдвижные крючки для одежды, атмосферная подсветка в районе ног. Есть также крепления для детских кресел IsoFix, USB-разъемы с гнездами разных типов. К такому оснащению не хватает разве что полноценного люка вместо небольшого окна для проветривания и электропривода сдвижной двери.
Цена
Обновление Соболя на луидоровском заводе не могло не отразиться на его стоимости. Цена компромиссного заводского Соболя с глухими задними окнами в грузопассажирском варианте в наши дни - ок. 3,34 млн рублей. Покупка комфортабельного минивэна с холодильником, 3 рядами кресел, блоками вентиляции и обогрева салона обойдется сегодня примерно в 3,7-3,8 млн рублей.